Контроль знаний выпускников кадетского класса с казачьим компонентом неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения. Целесообразно дифференцировать знания, которые подлежат контролю и оценке, и те понятия, рассуждения, которые ни в коем случае нельзя оценивать, а нужно лишь анализировать, чтобы помочь выпускникам спроектировать индивидуально-образовательный маршрут.
Решить эту проблему поможет «Дневник профессиональной карьеры». Он является органической частью дисциплины, систематизирующей и интегрирующей другие его составляющие – эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда) и регуляторную (приобретение практического опыта через психологические практикумы для выявления и формирования профессионально важных качеств).
При оценке изучения данной программы с целью отслеживания индивидуальных результатов целесообразно использовать зачётную систему оценивания. По окончании изучения каждого блока выпускникам кадетского класса предлагается ответить на вопросы для закрепления и повторения изученного материала и выполнить задания для самостоятельной работы. Дисциплина включает в себя три практических, которые предполагают выполнение итоговой творческой работы (проектирование индивидуально-образовательного маршрута, составление «Ментальной карты» профориентационных мероприятий, разработка «Маршрутизатора выпускника кадетского класса с казачьим компонентом», написание научно-исследовательской работы или социального проекта в раках изучаемого курса).
Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов. Изучая дисциплину, выпускник кадетского класса с казачьим компонентом выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в Дневнике выбора профессии, что в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств в построении карьеры военного.
Работа с «Дневником профессиональной карьеры» помогает определить характерные признаки профессии военного, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к специальности, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для облегчения собственной социальной защиты. Дневник является собственностью выпускника кадетского класса с казачьим компонентом. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, а также посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели – выбору профессии.